- Как в Древней Руси назывались разорившиеся общинники которые см
- Другие названия для разорившихся общинников
- Общественники, которые разорились в Древней Руси
- Экономические факторы разорения общинников
- Изменение структуры землевладения
- Усиление торговли и занятие ремеслами
- Политический контекст разорения общинников
- Централизация власти
- Внешние угрозы и разорение общинников
- Нападения номадических племен
- Войны и конфликты с другими княжествами
- Внутренние конфликты и разорение общинников
- Распад и конфликты внутри общин
Как в Древней Руси назывались разорившиеся общинники которые см
В Древней Руси существовали различные названия для тех, кто покинул или был исключен из общин, разорился и был вынужден присоединиться к селянам. Они были известны как «чумази», «буйри», «марьины соли», «обскуры» и другими названиями.
Термин «чумази» восходит к идее «чумить» или разоряться. Они представляли собой группу людей, потерявших свое имущество и статус, и были вынуждены жить в окрестностях общин. Зачастую «чумази» высокомерно относились к ним и считали их низшей кастой общества.
Еще одним названием для разорившихся общинников были «буйри». Это слово происходит от «буй» — стадо или стадная жизнь. «Буйри» были общинниками, которые утратили право принадлежать к своей общине из-за неоправданных действий или долгов. Их жизнь сводилась к скромному существованию и борьбе за выживание.
Некоторые разорившиеся общинники получили прозвище «марьины соли». Это выражение происходит от фразы «со́лить свою Марью», означающей быть несостоятельным, обворовывать и оставлять в долгах. «Марьины соли» были представителями низших слоев общества, которые потерпели неудачу в своей жизни и лишились своего состояния.
Другие названия для разорившихся общинников
Кроме вышеперечисленных названий, разорившихся общинников также называли «обскурами». Это слово происходит от крестьянской прозвищно-обскурной формы слова «обскур». «Обскуры» были общинниками, утратившими свой статус и связи с общиной.
Также разорившихся общинников именовали «самосеками». Этот термин произошел от слова «самосек» — это человек, который потерял свое призвание и занялся низменными или неремесленными делами. «Самосеки» считались простыми людьми, сбежавшими из своей общины и сталкивающимися с дискриминацией и лишениями.
«Вечники» и «вечевые» были другими названиями для разорившихся общинников. Термин «вечники» произошел от слова «вече» — собрание, церемония, и указывал на то, что эти люди потеряли свое место в общине и их не приглашали на вече. «Вечевые» же олицетворяли группу людей, утративших свою старшину и утративших право на участие в решении общиных дел.
И, наконец, «рогожи» — это одно из названий разорившихся общинников. Этот термин происходит от слова «рогожа», означающего грубую и дешевую ткань. «Рогожи» были общинниками, покинувшими свою общину или утратившими свою собственность и живущими в нищете и никудашествии.
Общественники, которые разорились в Древней Руси
В древнерусском обществе существовали различные категории людей, которые после разорения общинники назывались:
- Вечевые — люди, которым не хватало своих земельных наделов и они вынуждены были работать на других вечейных владельцев.
- Чумази — это были общинники, которые утратили свою землю из-за различных причин и стали простыми безземельными людьми.
- Сторожи — это были общинники, которые после разорения общины стали жить на землях других людей в качестве нанимателей.
- Буйри — люди, потерявшие свою наземную собственность и принужденные перейти в зависимость от других землевладельцев.
- Самосеки — это были люди, которые после разорения общинники начали заниматься криминальной деятельностью, воровством или разбоем.
- Рогожи — общественники, потерявшие своих земельных наделов и вынужденные работать на чужих землях в качестве наёмных рабочих.
- Марьины соли — это были люди, которые после бедствий, военных конфликтов или разорения семьи вынуждены были жить на марьиной соли, то есть на нищенское существование.
- Вечники — это были люди, не смогшие вернуть свои земельные наделы после разорения общины и вынужденные работать на других землевладельцев.
Все эти категории общественников имели разные причины разорения и столкнулись с проблемой безземелья и нищенства.
Экономические факторы разорения общинников
В Древней Руси общинники, те жители, которые были признаны «разорившимися», имели низкий статус и часто сталкивались с проблемами связанными с экономикой.
Одним из основных экономических факторов, приводивших к разорению общинников, была неразвитость сельского хозяйства и слабость имеющихся на тот момент технологий. Отсутствие современной сельскохозяйственной техники и ограниченные знания в области сельского хозяйства делали труд общинников малоэффективным.
В связи с этим, общинники, не имея возможности увеличить производство сельскохозяйственных товаров, страдали от нехватки продуктов питания и жили в условиях постоянной нужды. Это способствовало разорению общинников и вызывало появление неопределенности и волнений в общине.
Одним из видов общинников, которые разорялись, были сторожи. Они были ответственны за охрану и защиту общинной территории от внешних угроз. Однако, за свою работу они получали вознаграждение в виде продуктов питания и проживания. Часто эти вознаграждения не были достаточными, и сторожи оказывались в неудовлетворительном экономическом положении.
Другой группой общинников, подверженных разорению, были обскуры. Обскуры были связаны с различными ремесленными профессиями, но их экономическое положение было сложным. Они не имели собственных земельных участков и были вынуждены зарабатывать на жизнь, нанимаясь на различные работы.
Вечники и вечевые также относились к категории общинников, страдавших от экономических проблем. Вечники были связаны с рыболовством и ловлей дичи, а вечевые — с охотой на зверей. Они полагались на успешное выполнение своих задач для обеспечения себя и своих семей. Однако, в случае неудачных охот или недостаточного улова рыбы, вечники и вечевые оказывались на грани нищеты и разорения.
Рогожи, самосеки, буйри и чумази — это еще одна категория общинников, находившихся в трудном экономическом положении. Рогожи занимались выращиванием и переработкой льна, самосеки — тканью, а буйри и чумази — обработкой кожи. Однако, из-за слабости рынков и ограниченности спроса на эти товары, их производство не всегда приносило достаточный доход.
Таким образом, низкая эффективность сельского хозяйства, нехватка продуктов питания, неразвитость ремесленного производства и ограниченный спрос на товары — это основные экономические факторы, которые приводили к разорению общинников в Древней Руси.
Изменение структуры землевладения
В Древней Руси структура землевладения была основана на общинных владениях. Однако с течением времени некоторые общинники покидали общину и становились самосеками, что приводило к изменению структуры землевладения.
Самосеки были людьми, которые в одиночку нанимались на работу и не принадлежали ни к одной общине. Они оставались самостоятельными, но теряли право на общинные земли.
Еще одной категорией разорившихся общинников были обскуры. Они были наделены общинными землями, но не имели ни себе земельных участков, ни крестьянско-селянских служб. Поэтому они становились безземельными.
Рогожи – это люди, которые получали часть общинного участка, но не имели права передать его наследникам. Они могли использовать эту землю только на время своей жизни.
Марьины соли были людьми, которые получали от общины небольшие участки земли только на время своего женитьбы. После этого они лишались права владеть этими участками и становились безземельными.
Сторожи – это люди, которым предоставлялись общинные земли в аренду или в пользование. Они имели право использовать эти участки земли, но не имели права продавать или передавать их наследникам.
Вечевые были людьми, которые получали земельные участки, но не имели права передавать их наследникам. Они использовали эти участки на время своей жизни, после чего земля возвращалась в общину.
Чумази – это люди, которые получали земельные участки, но не имели права распоряжаться ими. Они использовали эти участки только для посева и получения урожая, а затем земля возвращалась общине.
Буйри представляли собой людей, которые получали земельные участки и имели право передавать их наследникам. Однако они не могли продавать свою землю другим людям или обменять ее на другие земельные участки.
Усиление торговли и занятие ремеслами
На Древней Руси развитие торговли и занятие ремеслами играли важную роль в развитии экономики и общества. В это время возникли новые профессии и ремесла, особенно в городах.
Одним из наиболее популярных ремесел было производство рогожи — грубого плотного материала, изготовляемого из грубых льняных или конопляных нитей. Ремесленники, занимавшиеся производством рогожи, назывались рогожниками.
Также, достаточно распространенным занятием было производство и продажа вечевых (тканей низкого качества). Ремесленники, занимавшиеся производством вечевых, назывались вечевниками.
Некоторые горожане занимались торговлей различными товарами. Один из наиболее крупных торговых центров в Древней Руси был город Новгород. Торговцы, занимающиеся торговлей в Новгороде и других городах, назывались обскурами.
Возникновение городов привело к тому, что стали появляться новые профессии, связанные с обеспечением безопасности: сторожи и чумази. Сторожи занимались охраной городских ворот и стен, а также поддержанием общественного порядка. Чумази занимались содержанием и уборкой чум, где жили люди, приезжавшие в города на продажу своих товаров.
Также, необходимыми профессиями были буйри и самосеки. Буйри занимались возничным ремеслом и перевозкой товаров на специальных повозках. Самосеки же занимались изготовлением и ремонтом саней, которые широко использовались в зимнее время.
Политический контекст разорения общинников
В Древней Руси существовало множество терминов, которыми назывались разорившиеся общинники. Они часто отражали политический контекст в то время. Некоторые из этих терминов включали:
- Вечевые: общинники, которые потеряли свои земельные участки и стали безземельными.
- Вечники: люди, которые были исключены из общины и лишились права участвовать в вечевых собраниях.
- Рогожи: мужчины, которым был запрещен доступ к общинным землям и ресурсам, и которые вынуждены были жить в нищете и никудышности.
- Марьины соли: это были бывшие общинники, которые были вынуждены подчиняться новой власти и платить налоги.
- Чумази: общинники, которые считались нечистыми или непригодными из-за социальных или моральных проблем.
- Обскуры: люди, лишенные прав сословия, которые не могли участвовать в политической жизни и не имели доступа к общинным ресурсам.
- Буйри: разорившиеся общинники, которые потеряли свои земли и средства к существованию.
- Самосеки: люди, которые занимались сельским хозяйством безплатно, не имея права на землю.
Эти термины отражают сложность политической обстановки Древней Руси, а также проблемы, с которыми сталкивались разорившиеся общинники. Разорение общинников имело серьезные последствия для их политической и экономической ситуации, а также для социальной стабильности в общине.
Централизация власти
В период Древней Руси назывались различные категории общинников, которые разорялись и исключались из общины:
- Марьины соли — это лица, которые обанкротились и стали должниками, не сумев выплатить долги.
- Самосеки — это люди, которые конфисковывались в пользу князя или государства из-за некоторых правонарушений.
- Чумази — это люди, которые осуждались за мелкие воровства, неплательщиков налогов или другие проступки.
- Вечевые — это люди, которые были исключены из общины за невыполнение своих обязанностей.
- Обскуры — это люди, которые тайно мешали общинным делам или занимались порочной деятельностью.
- Вечники — это лица, злоупотребляющие женской дружбой, часто изменяющие своим супругам.
- Буйри — это люди, которые были исключены из общины из-за нарушения обычаев общежития (любовных дел).
- Рогожи — это лица, которые противоречили общинным нормам и чернили свою репутацию.
Централизация власти в Древней Руси находилась в руках князя, который имел большую власть над различными общинниками. Он регулировал жизнь общинников и устанавливал порядки и нормы поведения, чтобы поддерживать стабильность и порядок в общине.
Внешние угрозы и разорение общинников
В Древней Руси общинники, живущие в селах, сталкивались с различными внешними угрозами и событиями, которые могли привести к их разорению. Ниже перечислены некоторые из этих угроз:
- Рогожи и вечники: это разбойники и грабители, которые охотились на общинников и их имущество.
- Чумази и обскуры: эти термины относились к низшему слою общества, который мог причинить ущерб общине, например, через воровство или разрушение имущества.
- Марьины соли: это торговцы, которые могли нажиться за счет общинников, предлагая им товары по завышенным ценам.
- Вечевые: это люди, которые совершали преступления и нарушения в общине, например, насилие или угон скота.
- Самосеки: это бравые и бесстрашные воины, которые могли атаковать села и общинников, пытаясь захватить их владения и имущество.
- Буйри: это дикие люди или племена, живущие в окрестностях. Они могли совершать набеги на общину и причинять разрушения.
Все эти угрозы могли привести к разорению общинников, оставляя их без имущества и средств к существованию. Поэтому общинники должны были бороться с такими угрозами и принимать меры по защите своего населения и имущества.
Нападения номадических племен
Нападения номадических племен являлись одной из наиболее существенных угроз для общин на Древней Руси. Эти племена, известные также как обскуры, вечники, марьины соли, самосеки, чумази, буйри, вечевые или рогожи, регулярно атаковали русские поселения, нанося большой вред населению и экономике региона.
Причины нападений номадических племен на Древнюю Русь могут быть различными. Одной из основных причин была необходимость номадическим племенам обеспечить себя пищей и ресурсами, которые могли быть получены путем захвата и разграбления русских поселений. Такие нападения позволяли племенам пополнять свои запасы пищи и других необходимых ресурсов, а также демонстрировать свою силу и получать дани от побежденных.
Номадические племена часто использовали маневренность и быстроту своих коней, чтобы эффективно атаковать и уклоняться от русских воинов. Они могли внезапно появиться в районе поселения, совершить нападение и быстро исчезнуть, оставив лишь разрушение и панику среди русских жителей. Использование луков и стрел, сабель и дротиков позволяло им поражать врага с расстояния, не позволяя ему нанести эффективный удар.
Для русских общиннических поселений такие нападения были катастрофой. Они приводили к гибели людей, разрушению поселений, уничтожению сельскохозяйственных угодий и скота, а также требовали значительных усилий для восстановления и защиты от будущих нападений. Русские общины изучали методы обороны от номадических племен и создавали союзы или оборонительные ассоциации для совместной защиты от этих угроз.
В целом, нападения номадических племен оставили яркий след в истории Древней Руси и были одним из факторов, влияющих на развитие и изменение общиннической организации и обороноспособности русских поселений.
Войны и конфликты с другими княжествами
В Древней Руси существовали периоды войн и конфликтов между различными княжествами, которые приносили разрушение и страдания.
Во время таких войн нередко возникали группы разорившихся общинников, которые в текстах источников назывались различными именами:
- Самосеки — это группы разбойников, известные своими набегами на селения и деревни.
- Чумази — так назывались отдельные шайки разбойников, которые действовали на определенных территориях.
- Вечники — это были разорившиеся общинники, которые приходили в определенную область и оставались там постоянно.
- Буйри — это люди, которые теряли свое имущество и становились беспризорными.
- Обскуры — это группы разбойников, действовавших в лесах и болотах.
- Рогожи — так назывались разорившиеся крестьяне, которые оказывались без средств к существованию.
- Сторожи — это люди, которых общины назначали для охраны своих поселений.
- Вечевые — это разорившиеся общинники, которые жили вечно по чужим имениям.
Все эти группы общинников являлись социальными явлениями, связанными с военными конфликтами и политическими потрясениями.
Внутренние конфликты и разорение общинников
В Древней Руси существовал ряд терминов, которыми обозначались оскорбительные и пренебрежительные наименования для разорившихся общинников.
- Вечевые – это общинники, потерявшие свое имущество и ставшие бедными.
- Марьины соли – данное выражение употреблялось для обозначения общинников, не имеющих возможности оплатить свои долги или выпустить из залога свое имущество.
- Чумази – данное наименование использовалось для обозначения общинников, оказавшихся в тяжелом материальном положении и неспособных справиться со своими долгами.
- Вечники – это общинники, которые стали безвольными и полностью зависимыми от других общинников из-за своего банкротства.
- Сторожи – это общинники, оставшиеся без средств для жизни и охраны своей собственности.
- ОбскУры – данное наименование использовалось для обозначения общинников, оказавшихся в нестандартной ситуации и лишившихся имущества из-за своих преступлений.
- Самосеки – так называли общинников, вынужденных самовольно покидать свои селения из-за своего положения.
- Буйри – это общинники, лишенные своих земельных наделов и ставшие бедными.
Эти термины использовались для обозначения разорившихся общинников и отображали их негативное положение в обществе Древней Руси. Они свидетельствуют о трудностях, с которыми сталкивались люди в период экономического кризиса и разорения. Внутренние конфликты, связанные с разорением общинников, усиливались их социальной изоляцией и становились серьезной проблемой для общины в целом.
Распад и конфликты внутри общин
В Древней Руси распад и конфликты внутри общин были обычным явлением. Наиболее известными категориями людей, которые становились разорившимися общинниками, были:
- Рогожи – это члены общины, ставшие нищими. Они не могли выполнять свои обязанности перед общиной и тем самым обрекали себя на изгнание из общины.
- Марьины соли – это были люди, которые утратили своего кормильца (мужа или отца) и, как следствие, оказались без средств к существованию.
- Вечники – это люди, несущие на себе тяжелые бремена, которые не могли или не хотели позволить себе вступить в брак.
- Самосеки – это люди, которые жили на своих участках земли, но не имели семьи или строили отдельные жилища поодиночке.
- Сторожи – это люди, которые занимались охраной замка, усадьбы или других объектов.
- Буйри – это люди, которые были связаны с каким-то конкретным местом, где они проживали или работали.
- Обскуры – это люди, чья деятельность осуществлялась в тайне.
- Чумази – это были люди, жившие за пределами общин или в отдаленных от городов местах.
Распад и конфликты внутри общин были обусловлены разными факторами, такими как социальный статус, экономическая нестабильность, недостаток жилья и другие причины. Эти категории людей не только испытывали трудности в достойном существовании, но и становились источником внутренних противоречий и конфликтов внутри общины.