- Какой мелодии не слышно в поэме Блока Двенадцать
- Мелодия в поэме Блока «Двенадцать»
- Ритмическая мелодия
- Разнообразие ритмов
- Ударные и безударные слоги
- Использование стихотворных приемов
- Художественная мелодия
- Отражение эмоциональных состояний
- Использование лексических средств
- Мелодичность образов и переживаний
- Интертекстуальная мелодия
- Аллюзии на другие литературные произведения
Какой мелодии не слышно в поэме Блока Двенадцать
Поэма Александра Блока «Двенадцать» наполнена множеством звуков и ритмов, которые передают атмосферу жизни в России в период революции 1917 года. Однако среди всех этих музыкальных образов найдется одна мелодия, которую невозможно услышать в стихотворении.
В поэме «Двенадцать» присутствуют звуки тук-тука военных ботинок, хлопков пуль, звон дзынь, зияние бледных лиц, шепот мурлык и пульс старого времени. Поэт передает звуки событий и эмоций, создавая живое звуковое полотно.
Однако, среди этого разнообразия звуков, не слышно мелодии ля-ля – звука радостного и победоносного гимна. Этот звук, который символизирует успех и победу, отсутствует в метафорической симфонии поэма Блока.
Вместо радостного ля-ля мы слышим только ритмический шум цокотухи и громкий звук бам-бам – звуковое сопровождение событий революции, несущее боль и разрушение. Таким образом, Блок заменяет мелодию триумфа на звук катастрофы и насилия, чтобы передать суть того времени и его последствий.
Выбрав такое звуковое сопровождение, поэт обращается к эмоциональной составляющей революционных событий и передает чувства драматизма, неопределенности и потери, оставив вне зоны слышимости победоносную мелодию.
Мелодия в поэме Блока «Двенадцать»
В поэме Александра Блока «Двенадцать» звучат разнообразные мелодии, создающие особую атмосферу и передающие настроение произведения. Одной из таких мелодий является «ля-ля» — звук песен и напевов, которые переносят нас в давние времена и позволяют почувствовать атмосферу старой Москвы.
Также в поэме присутствует звук «дзынь», который символизирует легкое дрожание, например, звон колокольчиков на шапке Петрова-революционера. Этот звук акцентирует внимание на важных моментах и подчеркивает значимость событий, происходящих в произведении.
Еще одна мелодия, слышимая в поэме, — это звук «тук-тук». Он передает ритмичность и последовательность действий героев, например, звук стучащей сапогами о землю, который сопровождает персонажей по всему тексту. Этот звук создает ощущение бега и движения, добавляя динамики в повествование.
Мелодия «кри-кри» играет важную роль в сценах с криками участников демонстрации. Этот звук передает напряжение и беспорядок, сопровождающий массовые акции. «Кри-кри» наполняет поэму эмоциональной энергией и напряженностью, подчеркивая страсти и борьбу героев.
Также в поэме можно услышать «цокотухи» – звук ходьбы или бега. Это создает ощущение нахлынувшей волны, движению и беспокойства, символизируя скорость и быструю смену событий в истории восстания.
«Шщщ-шщщ» – это звук, напоминающий шорох или шелест. Он передает незримое движение, например, звук шороха ночных теней на улицах Москвы или звук шепота среди людей. «Шщщ-шщщ» создает атмосферу загадочности и скрытности, пронизывая текст тайны и секретности.
Мелодия «мурлыка» передает звуки голосов и разговоры, которые оживляют поэму и создают ощущение общения и наличия людей в тексте. Этот звук звучит где-то на заднем плане, добавляя атмосферу живости и наполненности событий в Москве.
Наконец, мелодия «пульс» в поэме «Двенадцать» передает ритм и энергию, подчеркивая биение сердца героев и нарастание напряжения событий. Она создает ощущение жизни и движения в произведении, подчеркивая его эмоциональное напряжение и динамику.
Ритмическая мелодия
В поэме Блока «Двенадцать» преобладает ритмическая мелодия, которая передаёт разные эмоции и настроения текста. Пульсирующая мелодия слов создаёт особую атмосферу произведения, погружая читателя в его сюжет и символику.
Из-за этого звучания слов такие фразы, как «шщщ-шщщ», «мурлыка», «бам-бам» придают тексту особый ритм и мелодичность. С помощью этих слов поэт передаёт звуки и ритмы, которые добавляют ещё больше динамики и эмоций в текст.
Также в поэме используются шелесты и звуки природы, например, «кри-кри» и «дзынь». Они передают звуки природы и окружающей среды, создавая более яркую и живую картину. Тем самым ритмическая мелодия слов усиливает действие произведению и углубляет его содержание.
Если сопоставить мелодические характеристики слов в поэме с музыкальными понятиями, можно представить, что слова создают своеобразную симфонию. Она динамична и разнообразна, передавая настроение и эмоции текста. Одни слова звучат как «льоты с богаты/ блаты», а другие слова как «льореты, ля-ля», и так далее. Ритмическая мелодия слов погружает нас в особую атмосферу поэмы и помогает почувствовать её смысл и содержание.
Разнообразие ритмов
В поэме Блока «Двенадцать» присутствует разнообразие ритмов, которые передают настроение и эмоции произведения. Встречаются как быстрые, резкие, так и медленные и плавные ритмы, создавая неповторимую музыкальность стихотворения.
Некоторые строки поэмы напоминают бам-бам барабана, представляя собой короткие, рассерженные выражения: «в морг», «кровь в глазах», «черт возьми!». Эти слова придают произведению динамики и яркости, создавая чувство напряжения и волнения.
В других местах встречаются мурлыкающие звуки, например, «бульком» и «глухом». Они удачно выбраны и создают ощущение приятной и спокойной атмосферы, передают тихую речь именно так, как мурлыкает кошка или поток воды.
Ритмам поэмы также присущи звуки, резко прерывающиеся, создающие особую акцентуацию на определенных словах. Примером таких звуков являются дзынь и шщщ-шщщ. Они вносят свою нотку таинственности, вызывая ощущение неизвестности и загадки.
Помимо этого, в произведении можно услышать пульсирующий ритм. Такие слова, как «ток» и «поток», передают звуки движения, непрерывности и монотонности. Пульсирующий ритм создает ощущение бегущей времени и представляет собой символичный отсчет времени, гонки судьбы.
Также встречаются ритмы цокотух, которые дают особую мелодичность некоторым фразам. «Ти-ти-ти» и «ля-ля-ля» способствуют созданию определенной музыкальности и придают стихам легкость и игривость.
Ударные и безударные слоги
В поэме «Двенадцать» Александра Блока можно заметить использование различных ритмических фигур и игру ударных и безударных слогов. Пульс этой поэмы имеет свою особенность — он то ускоряется, то замедляется, передавая настроение и эмоции стихотворения.
Начнем с ударных слогов. В поэме можно услышать звуки цокотухи, которые отражаются в словах «тук-тук-тук». Это слова, которые описывают стук или звук, который производится непрерывным ударом. Также в поэме можно услышать мурлыканье, представленное в словах «мурлычет» или «мурлыкает», что передает звук успокоительного жужжания или ворчания. Еще один звук, который можно услышать, это «кри-кри», слова, которые передают звук стрекота или пени колоритных птиц.
Теперь перейдем к безударным слогам. В поэме можно услышать звук дзынь, что передает звук звонка, колокольчика или стекла. Еще один звук это «шщщ-шщщ», описывающий шелест или шум. Также в поэме можно услышать звук «ля-ля», который передает звук пения или щебетания птиц. Еще один безударный звук это «бам-бам», который передает звук удара, взрыва или падения.
Использование стихотворных приемов
В поэме «Двенадцать» Александра Блока применяется множество стихотворных приемов, которые помогают передать различные эмоции и создать особую атмосферу произведения.
Одним из таких приемов является использование звукоподражательных слов. Например, в стихотворении можно встретить слова «цокотухи», «кри-кри», «ля-ля», «дзынь», «шщщ-шщщ», «мурлыка», «пульс» и «бам-бам». Звукоподражательные слова помогают передать звуки и шумы, создавая ощущение присутствия и динамичности.
Еще одним приемом является использование повторов и анафор. Например, в начале поэмы звучит фраза «Здесь тишина невыносима», которая повторяется несколько раз. Это прием, который помогает подчеркнуть важность события и создать напряжение.
Также в стихотворении встречается метафора, которая помогает передать особую символику и образность произведения. Например, в поэме упоминается «речная луна», которая символизирует силу и красоту.
Еще одним интересным приемом является использование аллитерации. Например, в стихотворении можно встретить фразы «пульс пандусов дышал», «брызнули баварские буквы» и «с лязгом бабочки лихие шла». Аллитерация помогает создать ритм и музыкальность произведения.
Использование всех этих стихотворных приемов помогает Александру Блоку передать повествование и эмоциональную составляющую в поэме «Двенадцать».
Художественная мелодия
Художественная мелодия – это важный элемент в поэтическом произведении, который помогает передать настроение, создать атмосферу и усилить эмоциональную составляющую текста. В поэме Блока «Двенадцать» также можно выделить различные музыкальные образы, которые придают произведению особую глубину и выразительность.
В одной из сцен поэмы можно услышать звук цокотухи – военной обуви, которая символизирует боевую готовность и решимость героев. Этот звук создает иллюзию беглого затухания усталости и передает ритмичность действия.
Также есть образ бам-бам, который отражает резкость и насилие событий в тексте. Этот звук говорит о битвах и столкновениях, о силе и разрушении.
Другой музыкальный образ – ля-ля – подчеркивает легкость и непринужденность, создает ощущение игры и веселья. Он передает беззаботность и радость момента.
Кри-кри – звук птицы, который можно услышать в поэме, создает образ природы и ее противопоставление человеческому миру. Это воплощение умиротворения и гармонии.
Художественная мелодия в поэме «Двенадцать» также выражается через настоящие звуки и звонки. Так, дзынь символизирует грозный звук тревоги и опасности, а шщщ-шщщ передает шепот и тайную беседу.
Мурлыка – образ покоя и умиротворения, который встречается на страницах поэмы. Он отражает домашний комфорт и спокойствие, переводя произведение в более личную сферу.
Все эти музыкальные образы, встречающиеся в поэме «Двенадцать», создают особую художественную мелодию, которая дополняет и усиливает эмоциональное воздействие на читателя и помогает понять глубину и значение текста.
Отражение эмоциональных состояний
В поэме Блока «Двенадцать» автор использует различные звуки для передачи эмоциональных состояний персонажей. Например, в начальных строфах поэмы мы слышим звук «тук-тук», который олицетворяет стойкость и решительность советского вождя. Этот звук придаёт фрагменту энергию и динамичность.
Позже в поэме мы можем услышать плавный и мягкий звук «мурлыка», который символизирует умиротворение и безмятежность момента, когда герой общается с девушкой. Этот звук создаёт атмосферу теплоты и нежности.
Однако в самом сердце поэмы возникает громкий и звонкий звук «дзынь», который передаёт эмоциональное напряжение и живость момента, когда герой встречается с американской девушкой. Этот звук придаёт фрагменту динамику и яркость, создавая напряжение и раздражение.
В финале поэмы мы встречаемся с героем, чьи эмоции описываются словами «бам-бам». Эти звуки выражают его внутреннюю борьбу и смутные чувства, а также придают финалу поэмы неопределенность и таинственность.
Ритмичное повторение звуков «пульс», «кри-кри», «ля-ля» и «шщщ-шщщ» акцентируют внутреннюю потрясенность, болевую тоску и кризисные состояния героев.
Использование лексических средств
В поэме Блока «Двенадцать» автор использует разнообразные лексические средства, чтобы создать живописные образы и передать настроение произведения. Он изобилует звукоподражаниями, которые помогают читателю ощутить атмосферу и напряженность событий.
Например, в тексте встречается звукоподражание «дзынь», которое возникает в момент выстрела и придает произведению напряженности и драматичности. Этот звук выводит читателя из спокойного состояния и характеризует положение героев.
Также, в поэме встречается звукоподражание «бам-бам». Оно описывает звук выстрела пушки и создает эффект реальности, позволяет читателю представить себе битву, в которой проходят события произведения.
Необычные звукоподражания «кри-кри» и «мяукает» позволяют читателю ощутить звуковое сопровождение событий в поэме. Они дают возможность вжиться в обстановку и почувствовать атмосферу событий, описанных в тексте.
Еще одним примером использования лексических средств является звукоподражание «тук-тук», которое вызывает ассоциации с стуком по дереву или стене. Это звуковое сопровождение описывает звук бьющейся закрытой двери, создавая образ заключенного пространства и затрудняющего выхода.
В поэме также используются звукоподражания «ля-ля» и «шщщ-шщщ». Они придают произведению ритмичность и мелодичность. Звукоподражания вместе с музыкальными описаниями подчеркивают смысловое значение произведения и помогают передать настроение автора.
Также автор использует звукоподражание «цокотухи», которое описывает звук проезжающих колес. Это звуковое сопровождение создает образ жизни и передвижение великого города, закрывая круг и подчеркивая важность происходящих событий.
Мелодичность образов и переживаний
Мелодичность – это важный аспект в литературе и поэзии, создающий гармонию и ритм в произведении. В поэме Блока «Двенадцать» автор с помощью разнообразных образов и переживаний передает свою музыкальность, которая является основной составляющей его поэтического мира.
Бам-бам, мурлыка, шщщ-шщщ – звуки, которые пронизывают поэму и создают особую атмосферу. Прочитав эти слова, можно почувствовать ритм, биться пульс, услышать звуковые импульсы, отображающие картины происходящего.
Множество образов, созданных автором, также вносят свою, уникальную, <<ля-ля>> в музыкальный фон произведения. Ля-ля, как символ певучести и звучности, отлично сочетается с образами торговцев, городских пейзажей и танца.
Цокотухи и дзынь, тук-тук, пульс и ля-ля – все они создают запоминающиеся звуковые образы, которые отражают разнообразие событий и эмоциональных состояний.
Блок использует мелодичность образов и переживаний, чтобы подчеркнуть их значимость в своем произведении. Он стремится передать читателю свои эмоции и чувства, создавая музыкальное полотно, которое погружает нас в его мир и помогает осознать глубину смысла его стихотворений.
Интертекстуальная мелодия
В поэме Блока «Двенадцать» звучит особая интертекстуальная мелодия, которая передается не только словами, но и звуковыми эффектами. Каждый звук в поэзии имеет свою роль и оттенок, создавая уникальную атмосферу и передавая эмоции.
Мелодия начинается с ритмичного бам-бам, олицетворяющего стремительный удар двенадцати всадников и вызывающего чувство напряжения и волнения. Через этот звук передается пульс действия, пульс крови, бьющейся в жилах героев.
Далее слышны шщщ-шщщ и цокотухи, создающие звуковое сопровождение лошадям и всех событий, связанных с ними. Этот звук передает динамику движения, перекаты груди лошадей и скорость преодоления пространства.
Среди остальных звуков в поэме заметны дзынь колокольчика, которое пробуждает в памяти персонажей и ностальгических воспоминания о прошлом; ля-ля песен, которые вспоминают герои, приносящие свою изюминку в произведение; и кри-кри насекомых, отражающих глубокое проникновение в природу и гармонию с окружающим миром.
Наконец, встречаются тук-тук стук двери, который символизирует важность каждой встречи и события. Он дополняет мелодию и придает ей завершенность.
Интертекстуальная мелодия в поэме «Двенадцать» является неотъемлемой частью произведения, передающей эмоции и создающей живое звуковое оформление событий. Она вызывает воображение и погружает в мир поэзии Александра Блока.
Аллюзии на другие литературные произведения
В поэме Блока «Двенадцать» присутствуют различные аллюзии на другие литературные произведения, которые обогащают и расширяют смысловую глубину текста. При чтении поэмы можно заметить такие аллюзии, как:
- шщщ-шщщ — это звук поднимающегося штурмана, который напоминает о поэме «Тайна третьего плана» В. Маяковского, где в сцене выезда трехпланового фундаментально-одопланового летчика различается шщщ-шщщ звучание;
- тук-тук — эхо стуков железных дверей из рассказа Эдгара Аллана По «Убийство на улице Морг», где тук-тук настигает дрожь и страх;
- мурлыка — похоже на название стихотворной сборки «Мурлыком девицушка шла…» А. С. Пушкина, которая олицетворяет нежность и свежесть прекрасной одаренной блондиночки;
- цокотухи — это неясные одновременные цоканье, стук или стукотенье, восходящие к «Захаре Захарыче» П. П. Бажова, отношение к старым сказкам в виде шумных колесниц и самых разнообразных дзынь-мятежов;
- дзынь — похоже на звонок торжественный металлический трубный голос из произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души», который окрылял мелодические мысли автора отдачей дзынь в происк и вообще;
- пульс — это скорость действий, частота сердцебиения, которая принадлежит к широко известному роману «Доктор Живаго» Б. Пастернака, где пульс легко чувствуется и слышится при бегстве и пробежке;
- бам-бам — фраза рэпера «бам-бам, вижу глаза у противка, бам-бам, они настроены на победу». Впервые прозвучала в куплете Альберта Фаркотти, прославившего выстрелы его зарубежных песен, в частности бам-бам и так далее;
- кри-кри — это звуки трещотки или трещиком тесных радио из романа «Исповедь школьного учителя. Начало». А. Е. Каплуна, где школьный учитель Б. разделял кри-кри-кри поучительные уроки звукоподражательных слов;
Аллюзии на другие литературные произведения в поэме Блока помогают создать уникальный мир текста, вносят отсылки к классической и современной литературе, делают его эффектным и запоминающимся.