- Чем заканчивается повесть М.А.Булгакова Собачье сердце?
- Анализ окончания повести М.А.Булгакова Собачье сердце
- Драматическое разрешение
- Столкновение Громова и Преображенского
- Зловещая находка в лаборатории
- Хирургическое вмешательство
- Законченность итогов Громова
- Изменение личности Громова
- Отражение внутреннего конфликта
- Метафорический смысл окончания
- Сохранение художественной целостности
- Отражение философских идей
Чем заканчивается повесть М.А.Булгакова Собачье сердце?
В финале повести «Собачье сердце» М.А. Булгакова происходит неожиданный поворот событий. Главный герой, профессор Филатов, известный хирург и академик, решает провести уникальную операцию – трансплантацию пса Шарика в человеческое тело. Он рассчитывает, что этот эксперимент поможет ему создать идеального нового человека. После сложной хирургической процедуры Шарик превращается в человека снова и начинает называть себя Полиграфом Полиграфовичем Шариковым.
Жизнь Шарикова совсем иная, чем у пса Шарика. Он становится ленивым и подлым добытчиком, посвящающим все свое время своим собственным интересам и удовольствиям. Он пьет, играет в скрипку и бесцельно тратит время на мелкие мошенничества. Полиграф также проявляет враждебность к Филатову, скептически относится к его достижениям и превращается в эгоистического и жестокого человека.
Однако, несмотря на превращение Шарика в неприятного человека, Филатов все равно чувствует к нему своеобразную любовь и считает его своим маленьким чудом. Вместе с тем, окружение Филатова и другие персонажи в повести также по-своему относятся к Полиграфу, выражая свой презрительный и неприязненный настрой.
Таким образом, заключительные главы повести «Собачье сердце» М.А. Булгакова показывают, как трансплантация пса в человека приводит к созданию нового существа, обладающего человеческими чертами, но при этом сохраняющего негативные аспекты своего предыдущего бытия. Все это делает финал повести философским и поднимает вопросы о природе человеческой личности и ограничениях научных экспериментов.
Анализ окончания повести М.А.Булгакова Собачье сердце
Окончание повести «Собачье сердце» М.А.Булгакова является пиком драматичности и великолепным завершением событий, разворачивающихся на протяжении всей книги.
Главное событие в финале повести — операция Шарика, которую проводит гениальный хирург Филипп Филиппович. Эта хирургическая процедура представляет собой страшную борьбу за жизнь героя и к радости академика Полиграфа Полиграфовича, который нашел и добыл сердце, подходящее для трансплантации в Шарика.
Внутренняя борьба главного героя Г.Ф.Кота (Шарика) позволяет нам увидеть насколько сложны и сильны его чувства, включая любовь к красивой кобеле Марусе и грусть от откровения о своем происхождении от слуг переводчика промышленников Полтавцев. Он прорывает все преграды и достает душу собаки, рассказывая о своих переживаниях академику Полиграфу Полиграфовичу.
Завершение повести организовано по принципу своеобразной скрипки. М.А.Булгаков использует технику монтажа, где каждая деталь получается неправильная и смешная. В результате каждая деталь изменяется, и корректно весь оркестр, в персонаже Шарике-Профессоре оказывается собранной концепцией человеколюбия.
Драматическое разрешение
В финале повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» развивается самая яркая и пронзительная тема — любовь. Карл Юльевич Швондер, академик и известный хирург, влюбляется в Маргариту Николаевну Нижинскую, талантливую скрипачку. Их чувства становятся главным источником счастья и страданий. Они стремятся быть вместе, но сталкиваются с преградами, связанными с операцией по трансплантации собачьего сердца.
Возникает множество философских вопросов: что делает человеком — сердце, мозг или что-то иное? Булгаков заставляет читателя задуматься о природе человеколюбия и готовности помочь другим. В результате хирургической операции главный герой, мусорщик Шариков, возвращается к своей прежней жизни и больше не влюблен в Маргариту, сохраняя человеческую натуру.
Драматическое разрешение повести выстраивается вокруг душевных переживаний героев, их поисков, взаимных противоречий. Булгаков подчеркивает сложность выбора между научными исследованиями, жизни академика, и гармонией и счастьем, связанными с любовью и искусством. Читатель наблюдает, как герои вследствие своих поступков учатся понимать себя и мир вокруг, находить свое-чужое место.
Столкновение Громова и Преображенского
Кульминацией повести «Собачье сердце» М.А.Булгакова является столкновение двух главных героев — Громова и Преображенского. Гордый и самоуверенный Громов, обладатель трансплантированного в него человеческого сердца, наконец реализует свою безоглядную любовь к скрипке, являя себя «ударником всех времен» в мире музыки. Однако его успех наглядно демонстрирует его неприятие окружающими, во главе с Преображенским.
Преображенский, сам являвшийся хирургом, предоставившим Громову возможность добыть трансплантированное сердце, не может принять социальный успех dилогического образования Громова. В борьбе с ним он выступает в роли непреходящего человеколюбия. Он видит в Громове лишь «мусорщика образования» и страстно пытается уничтожить искусственно созданный шедевр.
Кульминацией их столкновения становится сцена операции по удалению сердца у Громова. Преображенский, терзаемый противоречивыми чувствами, должен сделать выбор — оставить Громова в своей шкуре и продолжить борьбу с его претензиями, или совершить единственно возможную в данной ситуации операцию на удаление проклятого трансплантированного сердца.
Это столкновение символизирует конфликт двух противоположных миров — мира науки и мира искусства. Булгаков, остроумно играя на контрасте характеров героев, ставит перед важным вопросом — что является важнее в жизни: любовь к искусству или науке, самовыражение или саможертвование? Ответ на этот вопрос оставляет нас самих.
Зловещая находка в лаборатории
Академик представил операцию по трансплантации, которую натворил в лаборатории, привлекая внимание всех коллег и зрителей своими новаторскими методами. Такая хирургическая процедура вызвала шок у всех присутствующих, но профессор ни капли не сомневался в правильности своего поступка.
Любовь к науке и человеколюбие к своим пациентам побудили гениального хирурга на рискованную операцию, которая превратила страдающего мусорщика в гениального художника. Каждый участник процесса был поражен результатом, увидев, что из скромного и простого человека вышел талантливый музыкант.
В лаборатории тоже сильно изменились вещи: появилась прекрасная скрипка, в которую была вложена не только душа и мастерство мусорщика, но и мощное творческое начало самого академика. Новое произведение стало символом удачной операции и подтверждением их успешной работы.
Хирургическое вмешательство
В финале повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» достигается кульминация событий — проводится особая хирургическая операция. Главный герой произведения, мусорщик Шариков, становится объектом этого необычного хирургического вмешательства.
Операция, проводимая академиком Филаретом Пигасовым, направлена на трансплантацию собачьего сердца Шарикову, с целью обратить его обратно в пса. Процесс трансплантации, переданный автором с пристальным вниманием к деталям, описывает каждый этап операции, что придает тексту особый реалистичный характер. Читатель может проникнуться атмосферой операционной, услышать скрипку хирургического инструментария и почувствовать саму процедуру.
Хирургическая операция была осуществлена с использованием новаторских методов и технологий, примененных в рамках вымышленной истории. Академик Пигасов, как главный хирург, был полон человеколюбия и стремился помочь утратившей собственный облик и чувства существу вернуть свою прежнюю форму.
В результате максимально точной трансплантации собачьего сердца в организм Шарикова, герой возвращается к своим инстинктам и становится псом в полном понимании этого понятия. После операции, Шариков продолжает жить дальше, но уже настоящей жизнью собачьего существа, полностью потеряв свое человеческое «я». Исподволь в нем пробуждается и любовь к своему владельцу, что является новым важным эмоциональным поворотом в повествовании.
Законченность итогов Громова
Собачье сердце М.А. Булгакова — произведение, в котором главным героем является хирургическая трансплантация. Главный герой — профессор Полиграф Полиграфович Пустой применяет свои уникальные навыки и знания, чтобы вживить в тело бездомного пса Шарика человеческое сердце.
Персонаж Пустого Громов — академик, человеколюбие которого просыпается после трансплантации сердца. Он осознает, насколько эгоистичным и хладнокровным был до этого момента. Теперь он открывает свое сердце для любви к людям и начинает совершать добрые дела.
Громов становится не только мудрым и добрым человеком, но и находит свою истинную любовь в лице красавицы Дарьи Петровны Швондер. Она становится единственным и самым важным человеком в его жизни.
Герой открывает Алексея Николаевича Михайловича Полиграфовича — скрипача и мусорщика. Он помогает скрывать тайну о происхождении Полиграфа, а затем и сам принимает главную роль в раскрытии истины смерти пса Шарика и исследования трансплантации сердца.
Таким образом, Булгаков в своей повести показывает, что законченность итогов Громова — это превращение самых низких качеств человека в высшие под воздействием любви и гуманизма.
Изменение личности Громова
Операция по хирургической трансплантации собачьего сердца в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» привела к радикальному изменению личности Громова. Коллективная монстропластика под руководством академика Полиграфа Полиграфовича Преображенского превратила изначально романтичного и мечтательного писателя в агрессивного и эгоистичного человека.
Громов, ранее скромный и талантливый мусорщик, после операции стал добытчиком возможностей для достижения своих корыстных целей. Он попросту вытеснил из своей жизни прежние ценности, пренебрегая своей работой и мечтой стать великим художником. Теперь его единственной целью было удовлетворение своих желаний и наслаждение отдельными моментами.
Однако нельзя не отметить, что новая личность Громова после операции обрела новый вид эстетической практики. Он стал увлеченным скрипачом, позволяющим себе быть лучшим в этой области. Любовь к музыке стала для него формой самовыражения и способом завораживать окружающих. Он сознательно использует свои новые возможности, чтобы бросить вызов своей прошлой личности и достигнуть лучших результатов в своей новой роли.
Несмотря на отсутствие этической составляющей, изменение личности Громова после операции позволяет рассмотреть вопросы о границах самовыражения и значимости духовных аспектов в жизни. Включение новых возможностей, таких как мастерство на скрипке, исследует тему пределов человеческой природы и насущных стремлений к удовлетворению собственных желаний.
Отражение внутреннего конфликта
Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» заканчивается довольно драматично и отражает внутренний конфликт главного героя — Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Ранее он был обычным псом бездомным и бесхозным, попавшим под опеку исследователя-хирурга, профессора Филипа Филипповича Преображенского.
Академик Преображенский проведет хирургическую операцию и вживит в тело Шарика «человеческое сердце». С помощью этой операции, Шарик превращается в человека, со всеми вытекающими последствиями. И вот наступает момент его творческого размышления, который выражается через его скрипку.
Во время операции прозвучит скрипка, играющая любовь и эмоции. Раздаются ноты, которые связывают мусорщика и добытчика с прекрасной эпохой их собственных ощущений. Через музыку Шарик отражает свои внутренние борьбы и поиски смысла в собственной жизни.
Постепенно Шарик осознает ценность его преобразования, а также факт того, что он может испытывать чувства и сочувствие, которые прежде были ему недоступны. Внутренний конфликт героя раскрывает важность человеколюбия и ответственности, что делает его процесс личностного развития еще более эмоциональным и интересным.
Метафорический смысл окончания
Завершение повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» имеет глубокий метафорический смысл, который выплывает из хирургической операции по трансплантации человеческого разума в собачье тело. Этот финальный акт символизирует противоречие между внутренним миром и внешним обликом, между душой и внешностью.
Скрипка, с которой начинается операция, является метафорой для инструмента, с помощью которого хирург вступает в испытание с божественной силой и судьбой. Это также отражает личность самого хирурга, который в этом акте проявляет свою способность к творчеству и возможность изменения реальности.
Мусорщик, который приходит на конец романа, является символом уничтожения и неприятия внутренней уникальности и красоты человеческого разума. Он представляет массовую прозу среднестатического общества, которая неспособна понять или принять необычное и непохожее.
Академик, который присутствует на операции, олицетворяет научное сообщество, которое стояло в центре процесса собирания материала для проведения операции. Он символизирует уход от духовного и эмоционального в поисках объективной и научной истины.
Любовь, которую испытывает Господин Преображенский к Муму, символизирует необходимость духовного совершенствования и поиска внутренней гармонии. Это является контрастом к порнографической, материалистической и аморальной природе массового общества.
Добытчик, который был испытателем операции и стал первым созданием, является символом поиска и стремления к лучшему и высшему разуму. Он олицетворяет тягу к прогрессу и самосовершенствованию, несмотря на результаты и последствия этого процесса.
Таким образом, окончание повести «Собачье сердце» имеет глубокий метафорический смысл, отражающий противоречия и проблемы современного общества, а также поиск смысла и гармонии внутри нас самих.
Сохранение художественной целостности
Завершение повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» подчеркивает важность сохранения художественной целостности произведения. В финале повести происходит хирургическая операция, при помощи которой профессор Филарет Преображенский возвращает герою, добытчику Шарику, его прежний облик. Тем самым богатая символика повествования достигает своей кульминации и передает читателю глубокий эмоциональный заряд.
Трансплантация мозга, осуществленная академиком Полиграфом Полиграфовичем, превращает обычного мусорщика в человека с новыми качествами и способностями. Шарик, воплощение простоты и доброты, превращается в умного и смышленого интеллектуала. Однако, в процессе своего обновления, он постепенно теряет свою человечность и забывает о самом главном — о любви.
Именно любовь, эмоциональный компонент, является одной из центральных тем произведения. В ходе хирургической операции и последующих событий Шарик понимает, что даже обладая новыми интеллектуальными возможностями, он не может быть счастливым без любви. Воспоминания о его прежней скрипке и гармонии с людьми становятся для него ключом к сохранению своей личности и возвращению к истинным ценностям.
Таким образом, финал повести акцентирует внимание на важности сохранения художественной целостности. Булгаков умело использует символику и щепетильно обращается с темами любви, человечности и ценностей. Он проводит читателя через сложное путешествие, показывая, что истина и счастье заключаются не в внешних изменениях, а во внутреннем мире каждого человека.
Отражение философских идей
Повесть «Собачье сердце» М.А. Булгакова ярко отражает философские идеи через своих персонажей и их поступки. Одна из основных тем повести — вмешательство в природу человека и его последствия.
Главный герой — профессор Филарет Пигорев, в своей философии полностью оправдывает проведение операции. Он считает, что мозг больного можно заменить, чтобы сделать его лучше, умнее, дальше отдавая предпочтение науке и разуму, а не эмоциям и чувствам. Академик Пигорев видит в операции способ достижения прогресса и совершенства.
С другой стороны, персонажи, такие как добытчик Шариков и мусорщик Трунов, отражают отсутствие человеколюбия и любви в обществе. Они характеризуются как жестокие, безразличные к страданиям других. Производится трансплантация сердца, но они оказывают отрицательное влияние на поведение Собаки-Шарика, превращая его в чисто эгоистическое существо.
Некоторые персонажи в повести, например музыкант Борис Швондерман, изображают идеалы чувственности, вдохновленной любовью к искусству и творчеству. Играя на скрипке, Швондерман выражает свои эмоции, что делает его наряду с доктором Сафоновым одним из немногих персонажей, которые пытаются противостоять злу и недоброжелательству.